|
Коротоякский Вознесенский
монастырьв ХVII–ХIХ в.в.
Последний Дивногорский настоятель - архимандрит Иов был переведен (в 1788 г.) на настоятельскую
же должность в Коротоякский Вознесенский монастырь. Последний Коротоякский
настоятель - иером. Афанасий был определен (в 1828 г.) настоятелем
восстановленного Дивногорского монастыря; братия Коротоякского монастыря
сделалась Дивногорскою. Таким образом, история Дивногорского монастыря
неразрывно связана с историей Коротоякского монастыря, и поэтому следует, хотя в
самых кратких чертах, рассказать эту историю 49).
Вознесенский Коротоякский монастырь возник, вероятно, одновременно с самым
городом Коротояком (основан в 1646 году). Он был устроен по соседству с
городом, но выше по течению р. Дона, на горе. В монастыре была устроена
Вознесенская церковь с приделом в честь преп. Сергия Радонежского. Эта первая
церковь пришла в ветхость уже с 1682
г.: церковная кровля и монастырская ограда подгнила и
обвалилась. Нужно думать, что на первых порах монастырь содержался на подаяния
местного населения. Только в 1682 году монастырь испросил себе, в виду
разрушения монастыря, мельницу на р. Девице. В 1689 году монастырю была
пожалована земля за р. Потуданью, меж сел Девицею и Песковаткою, а также
дворовые усадьбы и сенные покосы. Кроме того, монастырю даны были угодья за р.
Доном - вниз от Коротояка против царевой луки на устье затона поляна и поляна
между селом Копанищем и озером Турлучным, Осиновая поляна в государевой луке да
в изголовьи Гостинного затона под горами Бугрейка - под огород и пчельник.
Монастырь просуществовал недолго. По неизвестным причинам он был закрыт, а
его имущество было передано в Лысогорскую пустынь (лежавшую против впадения р.
Хворостани в Дон). В 1741 году он был восстановлен. Но на этот раз он был устроен
уже не на горе - выше Дона, а внизу, под городом. Под монастырь была уступлена
приходская Успенская церковь, переименованная в Вознесенскую, причем опять был
устроен и придел в честь преп. Сергия. В 1764 году вместо деревянной была
построена каменная церковь.
Положение монастыря было весьма незавидное. Братия монастырская обычно
состояла или из неграмотных и малограмотных крестьян, или из вдовых священников
и диаконов. По штатам 1764 года, братия состояла из семи монашествующих лиц. Но
иногда вся братия состояла из 3 лиц, конечно, если не считать бельцов.
Еще более тяжело было материальное положение обители. Для характеристики
этого положения достаточно пересказать одно дело из-за указанной монастырской
мельницы. Неизвестно в каком году эта мельница была обложена большим ежегодным
окладом в 23 р. 451/2 коп. (т. е. на наши деньги около
230 р. в год). Так как доходы с мельницы не были так значительны, то монастырь
вынужден был для уплаты этого оклада продавать лошадей, коров и овец. В 1751
году во время разлива реки мельница была разорена, а плотина прорвана. Не имея
средств снова устроить мельницу, монастырь, естественно, еще более был
затруднен в уплате оклада. Поэтому за ним оказались недоимки. Только в 1761
году удалось снова устроить мельницу, и монастырь опять стал аккуратным
плательщиком оклада. Но за 10 прежних лет недоимки оказалось 234р. 55 к.
Коротоякская воеводская канцелярия привлекала за это к ответственности братию,
держала монахов под караулом "без выпуску”. В это время в монастыре были игумен
да два монаха, "питавшиеся подаянием милостыни” 51).
В 1764 году Коротоякский монастырь был оставлен на своем содержании 52).
Его средства в это время составлялись из следующих источников: 1) из казенной
денежной руги - в 300 р., 2) доходов с девицкой мельницы - 400 р., из доходов с
земли - 265 д. 1576 с. (отдавалась в аренду вся за 15р. в год); 3) от
добровольных пожертвований и вкладов за погребение; 4) от часовни в г.
Острогожске; 5) от парома на р. Дону и от подмонастырских лавок. Но эти доходы
оказывались недостаточными для содержания монастыря в надлежащем виде. В начале
ХIХ в. строитель монастыря иеромонах Иоасаф писал, что монастырь находится в
великом неустройстве: на церкви и на всех без изъятия келиях и прочем
монастырском строении крыши столь ветхи, что от малых дождей не могут быть
защитою, а потому "кельи к житию в них совсем неспособны и близки к
совершенному разрушению, равно и колокольня к падению близка”. Церковь тоже
нуждалась в перестройке. В этой нужде монастырю оказал существенную помощь
помещик М. Т. Бородин. При его материальной помощи была перестроена в 1811 году
церковь, с переименованием Сергиевского придела - в честь Казанской иконы
Божией Матери. А через два года началась и перестройка монастырских келий -
опять на счет Бородина.
| |