|
В Коротояк приехал из Москвы инженер М.Г.Смолич. Стоя на крутом
берегу Дона Матвей
Григорьевич сказал:
- Здесь погиб мой брат Толя. Ему было всего девятнадцать лет. Нет у него
ни сына, ни внука. Только я могу, обязан побывать на его могиле...,
15 августа 1942 года в бою за освобождение Коротояка погибло много наших
воинов. Все они, как и А.Г.Смолич, похоронены в братской могиле, за которой
бережно ухаживают местные жители. В Коротояк ежегодно приезжают жены,
братья и сестры, дети и внуки погибших. Память о них жива. М.Г.Смолич,
встретив пожилую женщину, остановился: может, именно она видела его брата?
Большая судьба выпала на долю Коротояка.
...Сюда подплывали на стругах казаки под руководством брата
Крестьянского вождя, тут бывали отряды Кондратия Булавина. Коротояк
освобождали красные конники... И всякий раз местные жители активно
включались в борьбу против угнетателей и захватчиков.
...Еще до прихода отряда Фрола в Коротояке горячую поддержку получило
письмо Степана Разина: «Пишет Вам Степан Тимофеевич всей черни... И я
выслал казаков, и Вам бы за одно изменщиков выводить и мирских кровопивцев
выводить. И мои казаки как промысел станут чинить Вам идти к ним в совет и
кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам...»
К Разину отправились многие коротоякцы. История сохранила имена
некоторых. Это Тимофей Анцифиров, Емельян Бочаров, Степан Евланов, Алексей
Шерапов, Федор Клишин, Влас Назарьев, Иван Деревягин, Федор Игнатьев, К. и
А.Ломтевы, Иван Васильев, Степан Козаринов...
По дороге на Дон их захватили каратели. Коротоякский воевода В.Философов
писал царю: «И по твоего великого государя указу коротояченом Алешки
Шерапову, Емельяну Бочарову, Стеньки Евланову, Тимошки Анчиферову, Ивашки
Деревягину на Коротояке учинено наказанья, биты кнутом на козле, а Власка
Назарьев на козле и в проводку...»
Ответом коротоякцев был очередной побег. Философов в том же письме царю
сообщает: «И в прошлом, государь, году Стенька Евланов с Коротояка из-за
порук бежал на Дон с коротояцким с новоприборным стрельцом Стенькой
Козариновым воровски, покидая жен своих...»
В Коротояке же был схвачен Василий Дьяволков (Кудрявцев). Вот выписка из
книги Посольского приказа: «Государю царю и великому князю Алексею
Михайловичу холопи твои Петрушка Хованской, Янка Хитрово с товарищи челом
бьют. В твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича
грамоте и с Посольского приказу писано к нам холопам твоим ведено колодника
вора Ваську Дьяволкова оковав в железо, прислати к тебе, великому государю,
в Москве за крепкими сторожками. И по твоему великого государя указу мы,
холопы твои, того вора Ваську Дьяволкова и его воровские письма за печатью
стольника и полковника Григорья Косогова к тебе, великому государю и царю с
полуголовою московских стрельцов со Львом Волжинским, дав ему
провожатых...»
Оковали в железа, а боялись. А Василий Дьяволков, видно, был смел и
удал. Он и после ареста сохранил «воровские» (то есть призывающие к борьбе)
письма.
...Вместе с председателем Коротоякского сельского Совета М.К.Сенчищевым
выясняем, есть ли в селе потомки разинцев. Оказалось: Анцифировых в
Коротояке сейчас нет никого. Евлановы были давно, сейчас в Москве живет
Юлия Евланова, тут у нее родни не оставалось. Шараповых - никого. Клишины есть,
но приезжие. Назарьевых нет. Деревягиных нет. Ломтевых и Васильевых,
Дьяволковых и Кудрявцевых - тоже. Из Бочаровых в Коротояке живет одна лишь
Татьяна Ивановна Бочарова. Церковью книги сохранились только от 1882 года -
спустя 213 лет после того, как наказан за побег на Дон к Разину Емельян
Бочаров. Одно ясно: предки Татьяны Ивановны Бочаровой жили в Коротояке
безвыездно более ста лет. Татьяне Ивановне исполнилось 75 лет. Она говорит:
- Муж мой Аким Афанасьевич погиб на фронте. Его отец и дед были тоже
местные. Я двух сыновей одна вырастила, оба в Москве живут. Каждое лето
приезжают, помогают мне хату подремонтировать, дров и угля запасти. Почему
в Москву не переезжаю? Ездила один раз, домой потянуло. Радовалась, что
хату не продала.
Рассказываю Татьяне Ивановне про Емельяна Бочарова. Он был смелым,
находчивым и остроумным. Во время допросов говорил, что ехал на Дон по
торговым делам. Не унывал Емельян Бочаров и тогда, когда был «бит на козле
кнутом». Коротоячанин Бочаров, как и острогожец Яков Чекмез, не из-за
собственной нужды стал разинцем, его побудили к этому иные причины: чувство
справедливости и сострадание к голодным и угнетенным.
- Отца моего, Ивана Федоровича, - продолжает свой рассказ Татьяна
Ивановна Бочарова, - не взяли в армию во время минувшей войны по старости,
но он в оккупации сильно навредил немцам, они расстреляли его как
партизана.
- Как же вам живется одной, Татьяна Ивановна?
- Ничего живу, хорошо живу. Раньше корову, коз держала, сама косила,
возила. А теперь голова кружится, но кур держу, за огородом ухаживаю.
- Как нынче картошка? - задает вопрос председатель сельсовета
М.К.Сенчищев.
- Растет, сдам, как выкопаю, не меньше прошлогоднего. Мне-то одной
немного нужно. Пенсию получаю. И молоко есть за что купить, и колбасу, и
рыбу покупаю.
,..2500 дворов в Коротояке, 5000 жителей. А из потомков разинцев
осталась только вот Татьяна Ивановна Бочарова. Разные причины заставили
людей покинуть свое родное село. Но и эта подействовала: незнание своей
родословной. Ведь если бы с детских лет узнавал каждый, как, чем жили его
предки, сколько пота и крови пролили на этой земле, нелегко бы было
человеку покинуть родное село. А без груза памяти человек легок на подъем -
что удержит его?
|